Годы жизни: 1928-2008
Место рожд.: с. Альтваренбург (или в с. Привальное) Саратовской обл.
Образование: среднее
Годы ссылки: 1941
Обвинение и приговор: Выслан в Сибирь в связи с указом Верховного Совета СССР о депортации российских немцев в Сибирь (1941).
Род деятельности писатель, художник.
Места ссылки Селиваниха.
Немец по национальности, род. в с. Альтваренбург (или в поволжском немецком селе Привальное) Саратовской обл. в семье служащего. Село насчитывало около двух тысяч дворов, имело свою лютеранскую церковь, сельский Совет, Дом культуры, почту. Образование получил — 7 классов. Вместе с семьей в 1941 году был выслан с родины в Туруханский район Красноярского края. Трудовая деятельность началась в с. Селиваниха: с 14 лет начал работать в колхозе, был штатным рыбаком, охотником, звероводом. Затем он был печником, плотником, Работал колхозником (1942—1959), лесником (1959—1985). С 1967 года жил в селе Очуры Алтайского района Хакасии. Долгое время работал лесничим в Очурском лесопитомнике. Член КПРФ (1995). Генрих Батц был неординарной личностью. Особое место в жизни занимало общение с природой. Он много путешествовал, сплавлялся по рекам, был в экспедиции в «Таежном тупике» у Лыковых, играл на различных музыкальных инструментах. Генрих Генрихович - человек разносторонних дарований. Он занимался литературным творчеством, печатался в сборниках и газетах, автор книг «Из века в век», «Торг Сивиллы», «Большой Оргиш», «Твой дом». Его исторический роман «Водоворот» - это история Туруханского района: его жителей, борцов за установление народной власти в районе. В 1995 году был принят в Союз писателей России. Генрих Генрихович играл на различных инструментах, занимался живописью. В основном, он писал пейзажи. Необычны и интересны натюрморты Генриха Батца. Использование открытого цвета, пространственные и композиционные решения роднят их картинами самодеятельных народных мастеров. Он участвовал в выставках с 80-х годов Его работы экспонировались в Саяногорске, Абакане, Бее, Енисейске, был участником выставки «Художники немцы Сибири» в Минусинске, Красноярске, Москве. Он участник групповых, а также персональных выставок в Хакасии. 2000 г. - участник выставки «Художники немцы Сибири» в г. Минусинске. 2000 г. — участник выставки «Художники немцы Сибири» в Москве. 2000 г. — участник выставки «Художники немцы Сибири» в Красноярске. Работы Генриха Батца находятся во многих частных коллекциях в России и за рубежом. Генрих Генрихович был патриотом района. Всей своей жизнью и работой он доказал, что общественные интересы для него всегда были на первом плане. В феврале 2003 года Генриху Генриховичу присвоено звание «Почетный гражданин Туруханского района».
Генрих Батц. Большой аргиш потомка Д'Артаньяна (Писателю и художнику Генриху Батцу - 80 лет) Когда ему было девять лет, он посещал рисовальный кружок во Дворце пионеров заполярного Туруханска. Однажды душа запросила выражения в чем-то монументальном. - На печке я нарисовал большие профили Ленина-Сталина. Маркс и Энгельс просто не вошли. Мать пришла с работы, увидела и на табуретку опустилась. Говорит: «Сынок, все хорошо нарисовано, молодец. А теперь подумай - белить будем, забелим их. Нас посадят». А я-то еще не просто карандашом нарисовал. Рядом, около Нижней Тунгуски, был графитовый рудник, где после экспедиций оставались стержни. Ими и рисовали. Забелить такое художество удалось с трудом. Но обошлось. Такой вот зримый урок политической грамоты получил Генрих Генрихович в тысяча девятьсот тридцать седьмом году. Может быть этот случай, а может быть само положение семьи немцев из европейской части Советского Союза, оказавшейся на Севере, навсегда отвратили интерес к какой-либо политической деятельности. Да и среди предков Батца политических деятелей не замечено. Впрочем, исключением был возможный предок Шарль дю Батц д'Артаньян. Не литературный герой знаменитой эпопеи Александра Дюма, а реальный капитан королевских мушкетеров Шарль дю Батц, имевший поместье Артаньян в Гаскони. Первый же предок Батца по материнской линии появился в России в 1763 году и был сапожником. Следующие поколения сплошь сельские жители. У которых на первом месте - труд, а все остальное второстепенное. ЖИЗНЬ. ТРУД. - У меня внук не может топором чурку расколоть! Живет в селе! Городскому бы простительно, но в селе! Я в четырнадцать лет один, скажем так, мужчина в семье остался, на моих плечах четыре женщины. Мне надо было в снегу полазить, дров нарубить, на коне домой привезти. Ну, пилить, колоть дома мне помогали… В свои четырнадцать лет он был уже кадровым охотником. Это значит имел от артели план на промысел пушного зверя, в основном, белки и месяцами мог жить в тайге. Время было военное и добыча пушнины приравнивалась к фронтовому заданию. Эта «фронтовая» закалка сохранилась на всю жизнь. Любому делу отдавался без остатка. В середине пятидесятых возглавил ферму по выращиванию пушных зверей. Уже на второй год работы, по ее результатам, был отправлен на Всесоюзное совещание звероводов в Москве. В 1966 году переехал в Хакасию, в Очуры. Стал работать в лесопитомнике. - Чем обернулось поднятие целины для Хакасии? Вместе с успехами более 30 процентов земель, пастбищ, лугов угробили. У нас же глубокая вспашка, как и в Казахстане противопоказана. Нашей задачей стало с помощью создания лесополос, защитить земельные угодья Хакасии. Мы саженцы выращивали из семян. Десятками миллионов. Снабжали всю Хакасию, юг Красноярского края, отправляли в Иркутскую, Читинскую области, за границу. И сами же высаживали леса, лесополосы по совхозам, колхозам. Только в Смирновке, например, посадили саженцев на 800 гектаров. Там теперь лес. А ведь трава не росла, все выдувало до чистого песка, практически полупустыня была… На пенсию Генрих Генрихович ушел с должности руководителя Очурского базисного лесопитомника, передав дела жене, Галине Васильевне. Дела в смысле бумажек, документации, а дело настоящее передавать не требовалось. Все годы трудились вместе, обязанностей не делили… ЖИЗНЬ. ЛЮДИ. - Какое достоинство Вы больше всего цените в людях, Генрих Генрихович? - Я думаю, наиболее объединительное качество - порядочность. Если можно ответить наоборот, что не терплю в людях - лживость. Человек, который солгал, для меня перестает существовать. Ложь - это самая страшная беда… - А в мужчине? - Что сказать - мужчина, прежде всего, должен быть мужчиной. Этим все сказано. Опять-таки должен быть порядочным. Должен следить за собой, не унижаться ни при каких обстоятельствах. И никого не унижать. Должен быть правдивым. И, как говорится, на все руки от скуки. В любом положении должен, как кошка, вставать на ноги. Очень важно также уметь ладить с женщинами. Это показатель интеллигентности… - Что же Вы цените в женщинах? - Черт его знает! Женщины в моей жизни всегда главную роль играли. А что ценю?.. Преданность. И опять-таки у меня все к одному знаменателю - порядочность. Если мужчина должен быть мужчиной, то женщина - женственна. Женщина с плеткой, в погонах для меня существо женского пола. Женщина, прежде всего, мать и хозяйка. От нее зависит климат семьи и дома. У хорошей хозяйки и при десяти мужчинах- пьяницах дом будет в порядке. А если десять мужиков порядочных при одной женщине-гуляке - ничего хорошего не будет! Да и эмансипация (громкое слово начала века и нынешнего времени) до добра не доводит. Вот вчера смотрел по телевизору программу. Сидит редактор какой-то молодежной передачи и у нее кольцо в носу. Ну что это!? - Были ли в Вашей жизни, в отношениях с людьми, моменты о которых вы горько жалеете? - Знаете, нет, наверное. Хотя, вспоминаю, один раз я оказал другу «медвежью услугу». Как-то мы с ним в колхозе на Севере в одной бригаде охотились. А ему не по душе была охота эта. Два-три дня он и из избушки не выходил. Капканы не ставит, с ружьем не ходит! А раньше же план спрашивали. Пришли назад и я на собрании, в своем кругу, решил покритиковать его немножко. А на собрании, как оказалось, был уполномоченный из района. Он за это зацепился - ага, тунеядец, не хочет работать, план выполнять. И… его посадили на три года. Я потом как ни пытался повернуть в благоприятную для него сторону, а обратного хода нет. Все. Да, вот мы на Сталина, на Берию нападаем. А сами-то грешим между собой, может быть, более. Вот так «без вины виноватый» я оказался. Ведь промолчи бы я… И, понимаете, этого моего товарища хлебом не корми три дня - если он валенки будет подшивать. Вот охота не по душе, а всей деревне валенки ремонтировал. Вот это по душе! Мы потом еще долго с ним жили вместе. Зла он на меня не держал, а у меня как камень на душе… ЖИЗНЬ. КАРТИНЫ. - У меня был двоюродный брат, старше на восемь лет. Он любил перерисовывать карикатуры из газет. Ну, знаете, старшему брату всегда пытаешься подражать. Вот и я начал «рисовать». Когда было 9 лет, пошел в рисовальный кружок. Меня сразу потянуло к масляным краскам. Помню, в десять лет нарисовал картину и отец ее повесил в кухне. Таким признанием я был страшно горд. И еще одно признание сохранилось в памяти. Колхоз у нас носил имя Свердлова. И вот я нарисовал его портрет. По тем временам портреты «вождей» подлежали утверждению. Повезли мою работу в район, показали архитектору. Тот одобрил. До сих пор помню, как гордился: «Архитектор утвердил!». Вообще, я вспоминаю, уровень у меня был довольно приличный. Если бы постоянно занимался, может быть, из меня и настоящий художник получился. - А сейчас не настоящий? - Ну, здесь зрителю судить. А по статусу - любитель… Да и перерыв у меня большой был. Не до картин было. Полностью отдаться этому смог только в последние годы. - Как у вас появляется замысел картины? - О, здесь тысячи путей! Некоторые рождаются легко. Увидел, затронуло душу и рождается картина. Некоторые вынашиваются очень долго. Как-то решил нарисовать серию картин на пушкинские темы. Первую, за три дня, нарисовал картину, тема которой сидела у меня в голове лет пятьдесят, не менее. Наверное, еще с тех пор, как прочитал у Пушкина: « Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая…» И вот сейчас выплеснулось на полотно. Бывает, сделаешь набросок карандашом, а уж дома переносишь на холст. Бывает, приезжаю на место и пишу там. Так, например, писал старую церковь в Субботино. Картину, где изображены зайцы во время наводнения, затопленные жилища, писал под впечатлением одновременного разлива Енисея и Нижней Тунгуски. При обычном ледоходе вода поднимается на 25-27 метров, а тут обе реки вышли из берегов и затопили поселки даже на высоких берегах. Волны гуляют, все пищит-скрипит… Необычный горный каньон заметил с вертолета, когда с Василием Михайловичем Песковым летели к Агафье Лыковой. Как в памяти сохранилось, так и отобразил. - А вот эта? - показываю я на картину, необычную, выделяющуюся из общего ряда произведений Батца. Мальчик отодвигает бело-голубой полог и его взору предстает кроваво-красный горизонт, сложенный из множества бредущих людей. Прямо перед ним открывается подножие распятия. Об этом можно судить по ноге, в которую кое-как вбит гвоздь. Кое-как - потому что он согнулся и вошел не до конца. Ниже надпись стилизованными буквами. - Откуда задумка сказать не могу, не знаю. А посвящается невинным жертвам репрессий. Именно невинным, потому что сейчас немало тех, кто выдает себя за пострадавших, таковыми не являясь. А репрессии были направлены именно против невиновных. Люди на этом полотне и есть жертвы. На переднем плане распятый человек. Приоткрыты лишь ноги, но это ясно. Подпись гласит «Неков». По старославянски это слово означает и алмаз, и металл, лучший металл, с трудом поддающийся ковке. О чем говорит эта надпись? Репрессировались самые нужные, стойкие, хорошие, умные, порядочные люди. В первую очередь. Почему гвоздь кривой? Человек, который не может гвоздя забить, вершит судьбы многих, решает, жить мне или не жить. И вроде имеет право. При этом сам ничего не может. - Как Вы ее назвали? - У меня была проблема с названием. Но как-то мы собирались с Василием Михайловичем Песковым к Лыковым и перед поездкой он посмотрел мою выставку в нашей очурской школе. «Назови, говорит, ее просто, - «Правда»». И я согласился, что лучшего названия не придумаешь. И еще он добавил: «Не показывай эту картину никому. Художникам особенно. Быстро идею перехватят, а никто до такой еще не додумался, и растиражируют, бизнес на крови сделают…» ЖИЗНЬ. КНИГИ. - Рисовать я начал с детства. А писать с шестьдесят третьего года. Свой первый рассказ решил напечатать. Куда послать? Жили мы тогда на Крайнем Севере, в деревушке из двадцати дворов. Попался мне на глаза журнал «Жарки» Красноярского издательства. Туда и послал. И напечатали. А систематически писать стал с 1966 года, когда переехали в Очуры. Причем я и писатель, как художник, видимо, не настоящий. Выдумывать не люблю. Некоторые ведь садятся, пишут, когда есть начало, а дальше, что выйдет. У меня, наоборот, пока все по деталькам не сложится, не сажусь писать. Если же сажусь, то знаю, что у меня в голове - готовая вещь… Книги Генриха Батца ( «Из века в век», «Торг Сивиллы», «Большой аргиш», «Где Макар телят не пас») основаны или на лично пережитом или на услышанном, достоверном. Повесть «Северная Робинзонада», например, описывает действительный случай. Перед войной, в одну из экспедиций на Севере завезли груз, оставили сторожа. И… только в 1944-ом нашли. Повесть «Письма в никуда» посвящена мальчишеской попытке побега сорока трех северян от призыва на фронт. Сотрудник НКВД нашел их, догнал и вернул. Да они и не очень-то убегали. Писатель с большой теплотой описывает северян, которые не обманут, не своруют, помогут любому. А сбежали - дело случая. Пришло кому-то в голову - давайте убежим. Фашистов-то по карикатурам представляли, с рогами, полузверей. А то, что где-то люди стреляют в людей и вообще в голове не укладывалось… Практически все рассказы в сборнике «Большой аргиш» основаны на личных впечатлениях подростка, во время войны входящего во взрослую жизнь. Батц долго не мог напечатать свои произведения. Однажды, в восьмидесятые годы, казалось, издательский бастион будет взят. Издательство «Современник» приняло сборник повестей и рассказов, подкрепленный рекомендательным письмом Сергея Михалкова. Но через пять месяцев ожидания - отказ. За что хвалили писатели, за то разругал сотрудник «компетентных органов». Своей «крестной матерью», несмотря на ее молодость, считает Наталью Ахпашеву, которая пробила выход в свет первого сборника «Из века в век».Теперь он член Союза писателей России. Единственный с таковым званием немец на сибирских просторах. У Батца в Саратове была как-то встреча с представительницей Французского консульства. Она записала его фамилию в блокнот, повернула в его сторону. Четыре буквы фамилии были четко написаны на латыни. Он согласно кивнул. Девушка пришла в восторг, стала с жаром уверять его в чем-то по-французски. Перевода не требовалось: «… Батц!.. Д»Артаньян!.. Сибирь… Гаскония-Хакасия!«. Он считает это замечательной легендой. А «аргиш» на языке северных народов означает переход, который можно сделать за один раз. Бывает и «Большой аргиш» - жизнь. Одноименный рассказ Генрих Батц заканчивает словами: « Так входило мое поколение в мир. У каждого был свой Большой аргиш. А, может, и не один». © А.Н. Анненко
1. Балашов, В. Живет рядом художник / В. Балашов Огни Саян. – 1983. – 5 февр. 2. Балашов, В. Он любит Север и яхты / В. Балашов Хакасия. – 1994. – 15 окт.
3. Балашов, В. Пером и кистью / В. Балашов Огни Саян. – 1994. – 4 окт. 4. Батц, Г. Твой дом : повести и рассказы / Г. Батц. – Абакан, Изд-во Хакасского гос. ун-та, 1998. - 204 с. 5. Дорогою судьбы, не растеряв добра : [о юбилее Г.Г. Батца] Саянские ведомости.– 2008. – 16 окт.
7. Ешина, З. Предъюбилейные интервью о Генрихе Батце (писателе, художнике, человеке) и его творчестве / З. Ешина Огни Саян. – 1998. – 29 янв. 8. Катаева, Л. Генрих Батц – писатель-сибиряк / Л. Катаева Хакасия. – 2008. – 22 янв.
9. http://www.gov.khakasnet.ru/gazeta/archiv/090919-4.htm