Годы жизни: 1927-2011
Место рожд.: с. Ровное Саратовской обл.
Образование: Канское педагогическое училище
Годы ссылки: 1942-1945
Обвинение и приговор: Арестован в связи с указом Верховного Совета СССР о депортации российских немцев в Сибирь (1941).
Род деятельности художник.
Места ссылки Канск, Туруханск, Ермаковское.
Диль Бруно Биография
Диль Бруно Андреевич родился в 1927 году в селе Ровное, близ Саратова в семье немецких переселенцев. В 1934 году семья переехала в столицу немецкой автономии город Энгельс. Бруно пошел в школу, одновременно начал заниматься искусством в городском Доме пионеров. Первые же навыки сыну привил отец Генрих (Андрей) Иванович Диль. Он имел художественное образование, занимался многим: графикой, живописью, скульптурой, работал в школе преподавателем, также иллюстратором в немецком государственном издательстве Энгельса. Генрих прилагал всяческие усилия, чтобы и дети приобщались к большому искусству Война перечеркнула все планы. В августе 41-го Верховный совет Союза Советских Социалистических республик принял указ о депортации Российских немцев в Сибирь. На восток ехали без комфорта, в теплушках, как заключенные, разве что без охраны. Бруно все чаще глядел в окна теплушки: природа менялась от станции к станции. И в душе четырнадцатилетнего мальчика прорезались совсем другие чувства, чувства рождающегося в нем художника, потрясенного мощью и красотой сибирских ландшафтов, ему хотелось прямо в вагоне открыть коробочку акварели и рисовать, рисовать и еще раз рисовать без устали и без времени, ни о чем не думая, и ни о чем не заботясь. В Красноярске спецпереселенцев (как стали их называть) погрузили на баржи и отправили дальше по Енисею до Минусинска, от Минусинска на подводах в село Ермаковское. Село понравилось сразу. Встретили их приветливо. Помогли, чем возможно было. Отец устроился на работу в местный райпотребсоюз завхозом. Дети пошли в школу. Вскоре отца призвали в трудармию. Эта повинность мало чем отличалась от работы в местах заключения. Тяжелый, изматывающий труд на лесоповале в течение трех лет чуть не свел в могилу Генриха Диля. Весной следующего года спецпереселенцев снова грузят на старенький теплоход «Мария Ульянова» и отправляют на самый север Красноярского края, в Туруханск. С наступлением лета были организованы рыболовецкие бригады. В одну из которых вошел подросток Бруно Диль. Зимой дети занимались в школе. А по вечерам приходилось отбывать всеобщую трудовую повинность – распускать дель. Так прошло два долгих суровых года. С первым пароходом навигации 1944 года отец вернулся к семье в Туруханск. Бруно принимает участие в экспедиции Норильского комбината на реке Северной (притоке Нижней Тунгуски), отец в другой – съемочной экспедиции на Нижней Тунгуске, встречи тем летом так и не получилось. В экспедиции общение более тесное, и юноше удается познакомиться с очень интересными людьми. Весной 1945-го Бруно заканчил десятый класс. Получить же аттестат не случилось, помешала болезнь, свалившая его той победной весной. Вместе с победой приходит и их долгожданное освобождение. Разрешено ехать. Но нет, не в родные места. В Сибирь, в незнакомый еще и чужой Канск, город, где есть педагогическое училище, а значит есть работа для отца и место, где можно продолжить образование для детей. Так Бруно Генрихович оказался в Канске, в городе, ставшем его судьбой. Жить к этому времени, конечно, стало легче. Отец преподает, дети продолжают обучение. Бруно мечтает посвятить себя тому, чему его когда-то учил отец, и чему он отдавал всё свободное время и в Энгельсе, и в Туруханске, и здесь, в Канске. Он мечтает об Иркутском художественном училище. Но все, видно, напрасно. Спецпереселенцам всё ещё нельзя передвигаться по стране. Во время распределения Бруно заявляет комиссии, что было бы выгоднее для города его не отсылать в село, а поручить ему в городе оформление и изготовление различных методических пособий для школ, так как у него для этого имеются все необходимые способности и навыки. Предложение Бруно было принято, и он начал свою работу в методическом кабинете ГорРайОНО. Этот поступок оказался главным, определившим его дальнейшую судьбу. Получить художественное образование Бруно не смог, вопреки своему сильному желанию. Но тяга к искусству не угасала. Наоборот, он рисовал и рисовал всё больше, рисовал всегда. Работал карандашом, писал маслом, акварелью. Еще в педагогическом училище он познакомился с такими же, как он ребятами, увлекающимися искусством: Борисом Максимовым и Анатолием Рубцовым. Творческие, юные, горячие, - они стремились постичь прекрасное, стремились, вопреки всем обстоятельствам взрастить на канской земле плоды просвещения и искусства. К ним присоединились Витольд Роек, Виталий Нижегородцев, И. Черныш. У этих ребят возникла идея провести в городе выставку. И они смогли это сделать! В 1946 году в Канске, в помещении клуба им. Дзержинского открылась первая послевоенная художественная выставка. С тех пор Бруно Андреевич становится неприменным участником всех выставок, проходящих в городе, а часто и за его пределами. И еще одна мечта художника начала осуществляться – сделать принявший их город центром искусства. Над этим Бруно Андреевич трудился не покладая рук. Именно его стараниями и заботами в то время открылся первый центр художественного образования детей при детской технической станции. Ребята с увлечением занимались и лепкой, и живописью, и рисунком. «Итоги года подвели в Красноярске, где проходил тогда съезд учителей. Работы наших детей произвели фурор». Об успехах воспитанников молодого педагога часто сообщала городская газета «Власть Советов». В разные годы в студии занимались ставшие впоследствии художниками, архитекторами В. Матуль, Г. Бажин, О. Попенкова, И. Овчинников, А. Семенов, Т. Свиридов, В. Терещенко. Около 17 лет отработал Бруно Андреевич в народном образовании, но в 1963 году он решился оставить выбранную стезю и всю дальнейшую свою жизнь посвятить работе художника-оформителя. Его давно приглашали в городскую художественную мастерскую, ценя его человеческие и профессиональные качества. В 60-е годы художник все больше переключается на оформительскую деятельность, работая в различных мастерских города. Его уже хорошо знают как главного проектировщика и исполнителя новогодних снежных городков на центральной площади им. Н.И. Коростелёва. В год празднования 50-летия советской власти художник Бруно Диль становится победителем городского конкурса на оформление площади Коростелёва. И это было вдвойне приятно еще и потому, что конкурсанты выставлялись не под собственным именем, а под девизом. И исполненное им оказалось удостоено высшего балла. Он активно принимает участие в городских вернисажах. Писать картины приходилось в свободное от работы время в выходные, по ночам, в праздники. Особенно много успевал Бруно Андреевич в период летних отпусков, отправляясь с этюдником, ружьем, рыболовными снастями в глухие таежные уголки, так полюбившиеся еще с подросткового возраста. Многие таежные пространства были им исхожены, изборождены бурливые, порожистые речушки Красноярского края. Случалось ему быть и на славном сибирском озере Байкал. И отовсюду он привозил этюды маслом, акварелью, наброски заповедных уголков родного края. Свое состояние души Бруно Диль передает в этюдах и на полотнах. Высокая живописная техника, своеобразно тонкая, трепетная, не лишенная и поэтической вольности. Многие картины Б.А.Диля посвящены рекам Восточной Сибири Кану и Агулу, природа которых строга и величественна. Мрачные суровые горы в верховьях этих рек оттеняют красоту бешено несущегося потока, который не могут остановить ни заломы от упавших деревьев, ни пороги. Кажется, что пенящиеся буруны вот-вот выплеснутся за рамки картины. Вот величественные кедры, израненные ураганами, застыли на высоком берегу реки. А вот она, успокоившись на равнине, дает себя спеленать зимней стужей. Вот небольшой ручей, текущий в таежной глуши, скатившись с гор, просачивается сквозь снег и не позволяет морозу победить себя. Весенние разливы рек, осенняя успокоенность молчаливой тайги – все это так нам близко и в то же время – ново. Сколько работ им написано за эти годы, трудно даже перечислить. Приходится только дивиться энергии и плодовитости художника: «Последний снег» (1952), «Весенний ручей» (1954), «Над Каном» (1954), «К вечеру. Старый Кан-Перевоз» (1964), «Золотая пора» (1965), «Озеро Подирганское» (1969), «Закат» (1969), «Ранний снег» (1970), «Мотогонки»(1977), «Саянская тайга» (1978), «Байкал» (1978), «Портрет директора школы В.А. Бусятского» (1978), «Зимняя тайга» (1985), «На перевале» (1994), «Туманное утро» (1995), «Пробуждение» (1996), «Кедровая грива» (1996), «Среди сопок» (1996), «Мороз и солнце» (1996), «Утренний дождик. Адлер» (1998), «Ручей медвежий» (1997), «Преодоление» (1999). В 1995 году в городском выставочном зале Канска художник проводит свою первую большую персональную выставку, как бы подводя итоги многолетней работы. Здесь были представлены портреты, натюрморты и, конечно, излюбленный жанр мастера – пейзаж. 1995 год не только подводил итоги определенного периода в жизни живописца, но и начинал новый этап в творческой деятельности Бруно Диля. Художник провозит персональную выставку по восточной зоне края. Это Нижний Ингаш, Большая Уря, Саянск, Зеленогорск. Творческая деятельность наконец-то становится основной в его жизни. В последующие годы художник очень много работает в своей домашней мастерской. Принимает участие во всех городских выставках, которые с 1996 года становятся постоянными и получают свое, ставшее традиционным название «Осень», в региональной выставке в Новосибирске «Художники – немцы Сибири» -96, -97, -98. В 1998 году в Канске проходит вторая его персональная выставка. В Минусинске Бруно Диль участвует в выставке «Сибирь – наш общий дом» в 2000 году, в том же году – в Москве во Всероссийской выставке. И как результат его многолетних усилий – Бруно Диль с 2000 года становится членом Российского Союза художников. И снова работа, выставки и в Канске, и в Красноярске: 2001, 2002, 2003 гг. В 2004 году в Красноярске в выставочном зале Краевого Дома художника открылась его персональная выставка. На выставке было представлено более сорока работ, среди которых «Преодоление», «Осенние туманы», «Восточные Саяны» и др. Много именитых гостей посетили эту выставку и оставили в книге отзывов добрые теплые слова, в том числе и народные художники России Валерьян Сергин, Владимир Мешков, художники Константин Войнов и Александр Попп. И снова Бруно Андреевич в строю, работает, спорит, переживает. В его маленькой комнатушке вновь появляются полотна, пахнет краской. Ворчит супруга Ирма Богдановна. Но это так, для порядка. Кто-кто, а она-то его, за более чем пятидесятилетний срок брака, понимает хорошо. Знает, что иначе он просто не может. В 2009-м году Дилю было присвоено звание «Почётный гражданин города Канска». Бруно Генрихович Диль скончался после продолжительной болезни 5 января 2011 года.
Диль Бруно Рецензии
Из воспоминаний краеведа Юрия Кисловского: «Главная особенность творчества Б.А. Диля состоит в том, что почти все его пейзажи посвящены природе нашего Канского района. Как мало мы еще встречаемся с художественным отражением этого уголка края, тем более отражением настолько глубоким по своему содержанию! Перед творением художника хочется стоять и стоять, впитывая первозданность суровой сибирской природы. Многие картины Б.А.Диля посвящены рекам Восточной Сибири Кану и Агулу, природа которых строгая и величественная еще до конца не воспринята человеком. Мрачные суровые горы в верховьях этих рек оттеняют красоту бешено несущегося потока, который не могут остановить ни заломы от упавших деревьев, ни пороги. Кажется, что пенящиеся буруны вот-вот выплеснутся за рамки картины. Вот величественные кедры, израненные ураганами, застыли на высоком берегу реки. А вот она, успокоившись на равнине, дает себя спеленать зимней стужей. Вот небольшой ручей, текущий в таежной глуши, скатившись с гор, просачивается сквозь снег и не позволяет морозу победить себя. Весенние разливы рек, осенняя успокоенность молчаливой тайги – все это так нам близко и в то же время – ново».
Из «Канского текстильщика» Валерия Шелегова: «Наедине с природой душа художника обретает гармонию и покой. Свое состояние души Бруно Диль передает в этюдах и на полотнах. Высокая живописная техника, своеобразно тонкая, трепетная, она не лишена и поэтической вольности ни в зимних пейзажах («Над Каном», «Зимний денек», «Ранний снег»), ни других его работах. Жизнеутверждающий, но с грустью, оттенок со-общает зрителю изумительные по глубине и насыщенности красок акварели из серии «Саяны» («В верховьях Агула», «Горное озеро», «Туман поднимается»). Почти осязаема влага чистой росы на полотне «Туманное утро». Вечно юная природа, запечатленная кистью Бруно Диля – пластична, текуча, жива в говорливых ручейках, в туманных озерах, в горных долинах, в шуме дождя и в синеватой морозной дымке».