...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


маевская_ирина_витольдовна

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следущая версия
Предыдущая версия
маевская_ирина_витольдовна [2014/06/07 09:08]
ram3ay создано
маевская_ирина_витольдовна [2014/06/07 09:13] (текущий)
ram3ay [Фотоархив]
Строка 1: Строка 1:
 ====== Маевская Ирина Витольдовна ====== ====== Маевская Ирина Витольдовна ======
 +{{ :​maevskaj001.gif?​200|}}
 +**Годы жизни:​** 1919-2008
 +
 +**Место рожд.:​** г. Калуга
 +
 +**Образование:​** Московский педагогический ин-т иностранных языков
 +
 +**Годы ссылки:​** 1949-1953
 +
 +**Обвинение и приговор:​** Арестована 28.02.1949 г. Приговор (по ст. 7-35 УК РСФСР) - 5 лет ссылки в
 +Красноярский край.
 +
 +**Род деятельности** литератор.
 +
 +**Места ссылки** Большой Улуй, Туруханск.
 +===== Биография =====
 +:​ Маевская Ирина Витольдовна родилась в Калуге. Отец – Завьялов Павел
 +Филиппович расстрелян в 1938 году, отчим – Маевский Витольд Маркелович
 +дважды репрессирован за контрреволюционную деятельность. Маевская окончила
 +Московский педагогический институт иностранных языков. Во время войны
 +работала переводчицей в Мурманске. В 1949 году была арестована и осуждена на 5
 +лет ссылки в Красноярский край. Направлена в Туруханск,​ работала на опытной с/х
 +станции. Затем была переведена в с. Большой Улуй. После реабилитации
 +(амнистирована 27.03.1953 г.) и возвращения в Москву становится
 +профессиональным литератором. В 1962 году в издательстве «Советский писатель»
 +выходит ее роман о Сибири «Два счастья»,​ который через два года переиздается в
 +Новосибирске. А повесть «Ийе-кут»,​ посвященная Якутии и людям, которые там
 +живут, увидела свет в издательстве «Современник» в 1982 году. В 1993 году
 +небольшим тиражом была напечатана книга «Вольное поселение». Это
 +непридуманный рассказ о том, как она была арестована,​ осуждена,​ прошла по этапу
 +до Туруханска,​ а после операции попала в Большой Улуй.
 +Краевед Владимир Васильевич Усков до конца жизни вел с ней переписку.
 +Писательница и член «Мемориала» Ирина Витольдовна Маевская скончалась 8
 +октября 2008 года в г. Оснабрюке (Германия) на 89-м году жизни.
 +
 +===== Творчество =====
 +Вольное поселение
 +(отрывки)
 +Нас, тех, кто познал страшную машину уничтожения,​ предназначенную крошить,​ распылять в ничто человеческие судьбы,​ и уцелел,​ остается совсем мало. А скоро не останется никого,​ кто мог бы рассказать о той трагедии как свидетель.
 +Меня это время лишь едва задело своим гибельным прикосновением. Мой опыт ничтожен и несоизмерим с тем, что выпал на долю многих и многих.
 +Светлая память о людях, которых мне посчастливилось встретить на пути, побудила меня взяться за перо. Их имена, их лица я пронесла через всю жизнь.
 +***
 +«Катюша,​ кохам тебе, покохай мине...»(Катюша,​ я люблю тебя, Катюша,​ Катюша,​ полюби меня (польск.).). Эта мелодия звучит и звучит во мне четыре десятилетия,​ и я будто воочию вижу наше веселое новоселье на Гоголевском бульваре,​ дорогие лица вокруг и нас с мужем, таких молодых,​ счастливых. Для получения новой квартиры мы на короткое время возвратились в Москву из Сибири,​ где уже прожили целый год: муж — главный инженер большого машиностроительного завода,​ а ему всего тридцать три.
 +Каждый уголок новой квартиры сияет. Великолепно мое платье,​ сшитое к этому дню. Сколько пожеланий добра, радостей,​ счастья! И этот фокстрот:​ «Катюша,​ кохам тебе...»
 +А они... они — стоят за нашими окнами. У них сорвалась намеченная на сегодняшний вечер «операция». За тюлем занавесей им видно все, все мы: квартира на первом этаже; ярко светит люстра над праздничным столом.
 +После ухода гостей я никак не могу уснуть — думается о будущей жизни в этой уютной квартире. С не меньшей радостью готовлюсь к отъезду в Сибирь. Мне уже стала мила и та жизнь (мне не в тягость временный отрыв от моей переводческой работы),​ и та огромная квартира,​ которая полагается по штату главному инженеру завода.
 +И тут и там уют, тепло. И столько надежд!
 +...Неожиданно раскалывается надвое время, вся жизнь — я оказываюсь в клетке. Один метр на два. Это бокс. Лубянка. Третья «квартира». Не могу осознать себя. Непостижимым ужасом звучит во мне слово «тюрьма». Я — в тюрьме.
 +...Те двое, что накануне вечером топтались перед нашими окнами,​ подошли ко мне на улице, когда я на следующий день с огромным списком телефонов шла к автомату прощаться перед отъездом с друзьями.
 +— Вы — Ирина Витольдовна?​..
 +А потом — сидели по обеим сторонам стола, плотно заваленного моими записями,​ дневниками,​ письмами,​ с явным интересом вламываясь в тайную жизнь чужой души. И вдруг — среди всего этого вороха я к ужасу своему увидела черновик моего письма институтской подруге. Она писала мне, как хороша была наша жизнь до войны. Я в ответ стыдила ее за фарисейство — ведь у всех у нас были в 1937 году репрессированы отцы, родные. Эти мои страницы определенно тянули на 58-10. Со школьной скамьи мы были великолепно осведомлены по части статей Уголовного кодекса. Какая-то сверхсила заставила меня на глазах у этих двоих протянуть руку и зажать в кулаке роковую бумагу. Они — не заметили!.. Не заметили движения моей руки. Были поглощены чтением моего «архива».
 +Мой сыночек,​ которому только что сравнялось год десять месяцев,​ сидел в своей кроватке и очень серьезно смотрел на меня. Я попросила маму вынести его в другую комнату. Я не могла смотреть на него, моего ненаглядного.
 +Так за что же все-таки?​ Открылась дверь бокса:
 +— Собирайтесь,​ без вещей!
 +Первый допрос. Ночь это или день?
 +Я оказываюсь в кабинете следователя. Имя ему — Бурлаков. Белесый,​ злой. Не поднял на меня глаз.
 +— Вчера должны были вас взять, да это ваше сборище... С кем у вас сын остался?​
 +— С мамой, с мужем.
 +— Прекрасно,​ без вас вырастет!
 +Перед ним на столе — «Дело». Но что в этой толстенной,​ разбухшей папке? Какое мое «Дело»?​
 +— Накуролесили вы...
 +— Но в чем меня обвиняют?​
 +— А вы сами не знаете?​
 +— Не знаю.
 +— Не знаете?​! — лицо его становится пунцовым от возмущения. — Да это же кощунство! Кощунство! Прекрасно вы все знаете. Шпионаж. Измена Родине. Статья 58-1а.
 +— Ничего не понимаю... Это ошибка какая-то.
 +— Ваша вина доказана. Без доказательств мы никого тут не держим. Работая в Мурманске переводчицей,​ вы были завербованы американской разведкой. И не отпирайтесь.
 +Чудовищность обвинения парализует меня. Смотрю на искаженное злобой тупое лицо. У меня нет слов, нет мыслей. Деревяшка — без чувств,​ без понимания.
 +Меня уводят. Опять бокс. Валюсь на сбитую подстилку на полу. Постепенно обретаю себя. Измена Родине?​.. Мурманск. Изматывающие ночные бомбежки. Немцы стараются вовсю: Мурманск — важный стратегический узел. Транспортные конвои американского флота везут по ленд-лизу продукты,​ одежду,​ оборудование,​ военную технику,​ истребители «эйр-кобра»,​ грузовики «додж». Союзники идут к нам через Северную Атлантику,​ рискуя подорваться на минах, быть расстрелянными с воздуха,​ потопленными немецкими подлодками. С открытым сердцем исполняют американцы союзнический долг, и с открытыми сердцами встречаем мы, переводчицы,​ тех, кому посчастливилось благополучно достичь берега. Высокая общая цель — уничтожение фашизма — роднит нас с нашими allies (Союзники (англ.)). И вот теперь,​ спустя столько лет, кому-то вздумалось окрестить нашу работу «шпионажем».
 +Следующий допрос начался с классического набора:​
 +— Чистосердечное признание облегчит вашу участь. Отговорки ни к чему не приведут. Может быть, вы будете отрицать,​ что встречались с американскими разведчиками уже здесь, в Москве?​
 +— Глупости это все.
 +Он стукнул кулаком по столу:
 +— Да это же кощунство! Врете и не краснеете. Может быть, вы будете утверждать,​ что и предъявляемое вам обвинение в космополитизме глупость?​ — он достал из «Дела» большой белый конверт. — А это что такое?
 +Неужели тот самый конверт?​
 +Окончив Московский государственный педагогический институт иностранных языков,​ которому было позднее присвоено имя Мориса Тореза,​ я подала заявление в Наркоминдел о приеме на работу. В учебной части наркомата была проведена проверка моих знаний. По завершении ее меня окружили многие преподаватели,​ поздравляли с успехом,​ а заведующая учебной частью вручила мне конверт для передачи в отдел кадров. Вот этот самый конверт. Плутая бесконечными коридорами наркомата,​ я заглянула в него. Три преподавателя писали о свободном владении французским,​ английским и немецким языками. По прошествии нескольких дней меня вызвал телеграммой начальник отдела кадров,​ необъятный Силин. Я полетела как на крыльях. Телеграмма! Значит,​ без промедления надо приступать к работе. Увы! Меня вызвали лишь для того, чтобы произнести клишированную отговорку:​ вакансий нет.
 +— Так признавайтесь же — для какой цели вы стремились проникнуть в Наркоминдел?​
 +— Чтобы работать.
 +Окончив институт,​ я никуда не могла устроиться на работу и написала в высокие органы письмо с просьбой использовать мои знания. Меня вызвали в Наркомпрос,​ и ответственный работник Савоськина,​ участливо «тыкая»,​ посоветовала мне переквалифицироваться по бухгалтерской части.
 +— И все-таки вы пролезли в Наркомвнешторг. Вот справка — числитесь старшей инокорреспонденткой. Для какой цели вам нужны были знания трех иностранных языков?​ И это — не космополитизм?​ Не думайте,​ что тут дураки. За границу вы стремились уехать. Думаете,​ у меня доказательств нет? — он открыл мое, столь для меня таинственное «Дело» и начал читать:​ — «Гуляя с сыном по Гоголевскому бульвару,​ общалась с резиденткой Н., каковая,​ подсев к Маевской на скамейку,​ наклонившись к ней и целуя ее сына, передала ей секретный инструктаж».
 +Мне стало совсем легко. Будто сбросила тяжелую ношу. Так вот что в этой толстой папке! Вымысел. Откровенная липа. Вдруг вспомнились следующие по моим пятам на Гоголевском бульваре женщина со страшными глазами и с такими же страшными глазами мужчина. «Да, может, они не имеют ко мне никакого отношения»,​ — успокаивала я себя тогда. Оказалось — имели. Ходили-ходили и вот придумали,​ чтоб оправдать кусок своего подлого хлеба.
 +И еще один допрос. Ночью. Конвоирша,​ до боли стиснув мне руку выше локтя, подталкивая,​ волочит меня по длинному коридору. Я и без того иду куда надо. Для чего же выворачивать руку? Для чего это свирепое усердие?​ Видимо,​ и ей хочется потешить душу.
 +Вдруг тюремную тишину пронзает ужасный,​ нечеловеческий вопль.
 +В центре Москвы. В стольном граде первой в мире страны социализма. И по сегодня звучит в ушах этот душераздирающий вопль.
 +И понимаешь:​ ты — в застенке.
 +Меня вводят в помещение,​ похожее на зал. Это кабинет большого начальника. За массивным столом красивый черноволосый полковник. По бокам — двое в штатском. А мой следователь — где-то скромненько,​ в стороне,​ у стены.
 +— Вы обвиняетесь в связях с американской разведкой,​ в космополитизме. Признаете себя виновной?​
 +У меня все высохло внутри. Едва могу разлепить губы. Невдалеке графин с водой.
 +— Разрешите мне выпить воды, я не могу говорить.
 +Полковник поднимается,​ галантным движением наливает в стакан воду, подносит к моим губам. И в ту же секунду отдергивает руку:
 +— Впрочем,​ знаете ли, я брезглив.
 +Опускается на стул. Со значительным и даже несколько опечаленным видом требует моего признания в преступных замыслах.
 +— Все это вымысел — говорю я. — Вы знаете это не хуже меня. Я думала,​ тут, на Лубянке,​ сидят серьезные люди, занимаются важными делами. Все, что тут, в этой папке, — вымысел... Вымысел! — к языку приклеилось это слово, я не могу от него отделаться. Едва двигаю пересохшими губами. — Вчера следователь Бурлаков открыл мое «Дело» и прочитал,​ что какая-то «резидентка Н.» подсела ко мне на бульваре,​ поцеловала сына и передала мне какие-то документы... Эта «правда» стоит всей этой папки. Я совершенно успокоена.
 +В эту минуту я поняла:​ произошло непредвиденное. Все трое, будто сговорившись,​ разом бросили в сторону моего следователя негодующий взгляд. А он как-то весь съежился,​ опустил голову,​ покраснел.
 +На следующий допрос меня вызвали утром. Передо мной был незнакомый человек.
 +— Давайте знакомиться. Я — ваш новый следователь Петр Матиек. — Усмехнулся. — Ну и подкузьмили вы нашего Бурлакова... Ну, так как же, Ирина Витольдовна,​ будем признаваться?​
 +Почему он улыбнулся при этих словах?​ И я вдруг неожиданно для самой себя после окоченелости многих дней обрела дар речи:
 +— Мне не в чем признаваться. Это правда.
 +Странный это был допрос... В течение почти трех часов следователь сосредоточенно конспектировал какую-то лежащую перед ним книгу, нагрузив меня при этом переводом документов с английского на русский. В конце допроса он протянул мне несколько страниц протокола допроса,​ каждую из которых мне надлежало подписать. Я не поверила своим глазам:​ это была фантазия чистой воды. Познакомившись с этими страницами,​ можно было сделать вывод, что он все три часа «выбивал» из меня признание в связях с американской разведкой,​ в «безродном космополитизме»,​ а я упиралась,​ не хотела признаваться. В тот же день меня перевели из бокса в общую камеру,​ в подземелье,​ без окон. В стене, граничащей с коридором,​ был выпилен маленький квадрат,​ в нем горела лампочка,​ одновременно освещавшая камеру и коридор. Едва я переступила порог камеры,​ ко мне, как к старой знакомой,​ бросилась высокая сухощавая женщина с приветливым лицом (Надежда Б.):
 +— Имя ваше?
 +— Ирина...
 +— За «о'​кей» сидим, Ирочка?​
 +— Да, да, за «о'​кей»,​ — закивала я.
 +Какое это было счастье — попасть после одиночки к людям! В ту же минуту по-старинному одетая,​ странная старая женщина подсела ко мне на койку.
 +— Скажите,​ — обратилась она ко мне, слегка грассируя,​ — вас интересует астрономия?​
 +О, Господи! Астрономия!..
 +И вдруг на крайней у стены койке я увидела прекрасное светлое лицо пожилой женщины со светлыми же зеленовато-голубыми глазами,​ которые романисты прошлого века определяли не иначе как «миндалевидные». И — началось:​ «А вы за что?» «А вы?» «А вы?»
 +Светловолосая женщина,​ Софья Сергеевна Шамардина,​ улыбнулась:​
 +— Вероятно,​ за то, что в партии с шестнадцатого года.
 +Могла ли я думать,​ что тут, в этом подземелье,​ оживет прошлое,​ оживут люди, о которых написаны целые тома, те, что были и остались гордостью нашей культуры. Они вошли как близкие,​ живые в эту камеру вместе с юной Сонечкой Шамардиной.
 +...Всякую ночь мне снится сыночек. Его кофточки,​ лифчики,​ штанишки. Каждую ночь все одеваю и одеваю его. Страшно нервничаю,​ спеша застегнуть все пуговки,​ все резиночки на чулочках. И вдруг — громкий стук в дверь в шесть утра:
 +— Подъем!
 +Ну вот. Опять не успела. Завтра надо будет начать одевать сыночка пораньше,​ чтобы успеть до подъема,​ — тогда, наконец,​ мне удастся взять его с собой. Мешаются реальность и сон. Думается о будущем:​ я — старая,​ жалкая,​ с опаской подкрадываюсь к высокому обледенелому штакетнику,​ за которым мой 13-14-летний,​ не знающий меня, сын. Я только смотрю на него, не смея признаться,​ что я его мать.
 +...Здесь правило:​ все должны сидеть на своих койках,​ повернув голову к «глазку». Если кто-нибудь невзначай прикроет глаза — в ту же минуту раздастся громкий стук в дверь. Ноги должны быть опущены на пол. И если кто-нибудь,​ устав сидеть в одном положении,​ положит ноги на койку, вновь раздастся стук в дверь.
 +Нам дают книги. Мы опускаем головы над страницей,​ и тому, кто неустанно смотрит в «глазок»,​ не разобрать — читаем ли мы или сидим над книгой с закрытыми глазами. Так мы спим. Почти неслышный шорох отодвигаемой задвижки «глазка»,​ и все мы одновременно,​ будто по команде,​ поворачиваем во сне страницу,​ тем демонстрируя:​ мы бодрствуем.
 +Противоестественность этой жизни под замком,​ эта замкнутость пространства вызывает изменения психики. Раз в бане мне довелось в углу обнаружить мокрый огрызок карандаша. Боже, что сделалось со мной! Какое меня охватило волнение! Я дрожащей рукой подняла его, прижала к себе. Я берегла и хранила его. Боялась,​ что его обнаружат во время обыска. Мы нередко приходили с прогулки — все в камере перевернуто,​ свалено в кучу. Кому-то это доставляло удовольствие.
 +Общение с Софьей Сергеевной Шамардиной приносило счастье временного забвения того, где ты и что с тобой.
 +— С самой ранней юности пленили меня стихи Игоря Северянина,​ — рассказывала она. — Я долго колебалась... наконец решилась. Торжественно,​ с букетом гвоздик я пришла сказать ему, как преклоняюсь перед его поэтическим даром. Позвонила в дверь, и тут нервный озноб охватил меня. Бежать было поздно. Мне открыл дверь он сам. В каком-то замызганном одеянии,​ небритый. Увидев у меня в руках цветы, смешался.
 +— Соблаговолите войти.
 +В прихожей было нагорожено,​ дверь в кухню открыта,​ там сушилось на веревках белье. Пахло пеленками. Мы оба были до крайности смущены. А потом... потом подружились. Он оказался простым,​ сердечным. Ну было в нем, знаете ли, этакое фанфаронство... вернее,​ находило иногда. Молодость. Всем известно,​ что Северянин и Маяковский антиподы. Известно,​ вероятно,​ и вам? А ведь было время, когда мы втроем ездили по России с концертами. Они много оба читали,​ но и я была при них как бы «придворной артисткой». Мне было восемнадцать. Володе — двадцать один, Северянин был старик — ему было двадцать семь. Одной из самых интересных была поездка в 1914 году по югу России. Я для этого путешествия и Желтую Кофту сшила. Северянин описал эту нашу поездку в своем стихотворном автобиографическом романе «Колокола Собора чувств».
 +— Софья Сергеевна,​ вы помните что-нибудь на память?​
 +— Вам интересно?​
 +— Безумно.
 +Она было приготовилась читать,​ и вдруг...
 +— Да нет, как-то неловко...
 +— Хотите,​ на колени станем?​
 +— Ну, слушайте. Только имейте в виду: Северянин мне льстит.
 +Звонок. Шаги. Стук в дверь.
 +«Войдите!»
 +И входит девушка. Вуаль
 +Подняв,​ очей своих эмаль
 +Вливает мне в глаза, и нити
 +Зелено-бронзовых волос
 +Капризно тянутся из кос.
 +Передает букет гвоздики
 +Мне в руки, молча и бледна,​
 +Ее глаза смелы и дики:
 +«Я — Сонечка Шамардина!»
 +— Вот читаю... и все они будто рядом...
 +Стремясь на юг, заехал на день
 +За Маяковским я в Москву,​
 +Мечтая с ним о винограде
 +Над Черным морем. Я зову.
 +...Спешат на дутых шинах
 +С огнем оглобель лихачи,​
 +То едут, грезя о кувшинах
 +С «Бордосским»,​ наши смехачи.
 +Сам Велимир (Велимир Хлебников) зелено-тощий,​
 +Жизнь мощная,​ живые мощи,
 +Затем Якулов и Лентулов,​
 +Виновники в искусстве гулов,
 +Талантливая молодежь,​
 +Милей которой не найдешь.
 +— Действительно,​ очаровательные были ребята,​ — перебивает себя Софья Сергеевна и на минуту уходит мыслями в свое...
 +Все знают, как Давид Давидыч
 +Читает:​ выкриком,​ в лорнет
 +Смотря на публику,​ и нет
 +Смешного в гамме этих выдач
 +Голосовых;​ в энтузиазм
 +Бурлюк приводит зал. И злобно,​
 +Чеканно и громоподобно,​
 +Весь — мощь, спокойно и без спазм
 +Нервических по залу хлещет
 +Бас Маяковского...
 +— Не устали?​ — спрашивает Софья Сергеевна. И, видя наши глаза, наши лица, продолжает:​
 +А чтоб слегка разнообразить
 +Концерт — решаю дать сюрприз:​
 +Позвать с собою поэкстазить
 +Какую-либо из актрис.
 +Совсем особая нужна
 +Актриса мне: нужна актриса,​
 +Как говорят,​ не из актрис,​
 +Да будь актрисою курсистка.
 +Ура! Так хочет мой каприз.
 +И в поезд мы садимся трое,
 +Победоносные герои
 +В своей поэзокутерьме.
 +Я был свидетелем успеха
 +Ее эстрадного,​ и эхо
 +Рукоплесканий огневых
 +До сей поры в ушах моих.
 +«Брависсимо!» «Виват!» и «Браво»
 +Почти стонала молодежь.
 +Так неожиданная слава
 +К тебе идет, когда не ждешь.
 +И если б Соня в эту эру
 +Поверила в свой редкий дар,
 +Она бы сделала карьеру,​
 +Не меньше,​ чем сама Бернар.
 +Софья Сергеевна,​ широко раскинув руки в стороны,​ обвела взглядом стены камеры:​
 +Ее томит отэлья клетка,​
 +Она спешит покинуть дом,
 +И вьется флагом вуалетка,​
 +Когда на жеребце гнедом
 +Она устраивает гонки
 +С коляскою,​ везущей нас,
 +И в темно-синей амазонке
 +Вся — вдохновенье,​ вся — экстаз,​
 +Будя всеобщее вниманье,​
 +Несется за город к Днепру...
 +Люди, лица, явления давно канувшего бытия, сама — такая уже далекая,​ легендарная эпоха наперекор всему, наперекор мощи глухих тюремных стен, врывается с рассказами Софьи Сергеевны в наше мрачное обиталище. Почти нереальный и — такой живой, вольный будоражащий мир, мир подлинных,​ неистребимых человеческих ценностей потрясает тем сильней,​ чем ярче контраст между совершенной свободой большой поэзии и нашей — совершенной несвободой узниц.
 +...Еще одно обретение. Галя Ильинич. Я подумала:​ этой женщине далеко за сорок. Лицо с обветренной,​ настуженной,​ загрубелой кожей. Вставные зубы. Соломенные волосы посеклись,​ мертвые волосы. Как-то дико топорщатся. Оказалось — ей двадцать семь! Всего двадцать семь... Из них — десять в Карлаге. Два года на воле, и опять тюрьма:​ 1949 год.
 +«Через годы, через расстояния» смотрят мне в душу ее мудрые серые глаза. По-русски говорит с польским акцентом. Зато какой английский язык! И какой немецкий! Она — дочь польского коммуниста,​ оказавшегося в 1935 году в России со своей семьей,​ с женой, дочерью и сыном. В 1937-м он оказался под этой же крышей. Вскоре арестовали и мать. Пятнадцатилетняя Галя и двенадцатилетний Юрек остались одни в чужом городе;​ за Галей, помимо родителей — «врагов народа»,​ был еще один «грех»:​ отдыхая с матерью на побережье Черного моря, она удостоилась чести быть приглашенной на вальс самим американским послом Буллитом,​ который сделал комплимент ее легкости в танце и безукоризненности ее английского произношения. Юрека взяли в детский дом, а Галю — на Лубянку. Арестовывать ее приехал друг отца... оказавшийся сотрудником НКВД. Он вызвал ее в свой кабинет:​
 +— Галя, хочешь увидеть папу?
 +— Да-да, хочу, хочу!
 +— Тогда ты должна его уговорить во всем признаться.
 +Ей приказали спрятаться за портьеру. Через щелку она увидела отца. Всегда подтянутый,​ артистичный — он теперь был небрит,​ постарел,​ придерживал руками брюки, чтобы не свалились.
 +— Все не признаетесь,​ Ильинич?​.. А хотите вы в этих стенах увидеть свою дочь?
 +Уверенный голос отца:
 +— Детей пока что не арестовывают.
 +— Нет правил без исключений.
 +Но вот она слышит:​ голос отца становится все менее уверенным,​ слабеет. Галя не выдерживает. Бросается к нему из-за портьеры.
 +— Доченька!..
 +Их оторвали друг от друга. Отец схватился за сердце. Упал. Галя с рыданиями вновь бросилась к нему, но ее оттащили. То была их последняя встреча.
 +И — Карлаг. С утра до вечера «жены» и «дочери» утаптывают ногами глину — утрамбовывают площадку под новые территории лагеря.
 +— Лучше бы нас с мамочкой отправили в разные места. Невыносимо было видеть ее мучения.
 +Клочок бумаги там, в тех местах,​ был находкой. Случай привел Галю поднять валявшийся на земле тетрадный листок. Она узнала почерк их друга пани Янины: «Во время свидания с приехавшим братом Юрием Ильиничем з/к Галина Ильинич говорила с ним лишь на темы, касающиеся семейных дел. Политических высказываний не было».
 +Разъяренная Галя предстала перед пани Яниной:​
 +— Что это?!
 +— Дитя мое, это то, что я пять лет была твоим ангелом-хранителем.
 +Обе зарыдали.
 +Галя Ильинич! В том черном 49-м я была еще новичком в мире, куда насильно втолкнула меня наша общая судьба. А вы... вы уже прошли через это горнило. Тюрьмы,​ этапы, лагеря выковали из девочки человека огромной силы. Блистательный интеллект,​ тончайшее чувство юмора, сердечная чуткость и трезвая ирония. Общение с вами помогало людям, в том числе и мне: я брала уроки, без которых выжить там и остаться человеком было почти немыслимо,​ ибо как раз это, человеческое,​ совестливое начало пыталась раз и навсегда вышибить из каждого система. Вы — не сломались,​ вы — выстояли,​ несмотря на второй круг своих хождений в том аду. И это доказывало,​ что выстоять — можно.
 +Наше общение не было долгим,​ но каждый день около вас — в бедном общении сокамерниц,​ в разговорах,​ в каждом вашем слове, преисполненном мужества,​ обогащал душу.
 +Я помню все.
 +Я благодарна вам.
 +Живы ли вы?! Как скорблю я, что мне так и не суждено было разыскать вас.
 +Но какой же притягательной силой обладала Надя Б., если даже рядом с Софьей Сергеевной и Галей Ильинич мне думалось:​ «Пусть меня ждет лагерь,​ пусть север, пусть большой срок, но только бы не разлучаться с Надей!»
 +Она была талантливой актрисой. «Мцыри» в ее исполнении звучал незабываемо. Все у нас с ней до странности совпадало:​ ее муж, как и мой, был летчиком,​ она оставила на воле такого же крошечного сына, как мой, и очень сокрушалась о нем... Она умела вселить в каждую из нас бодрость,​ веру в будущее,​ около нее делалось спокойней.
 +Меж тем мы совсем мало разговаривали с моим следователем. Во время допросов он занимался своими делами,​ а я или переводила или думала свою думу. И как не думать?​ Ведь у меня была, так сказать,​ «коронная» статья Уголовного кодекса:​ шпионаж и измена Родине. Минимальный срок по ней — 10 лет лагеря.
 +Однажды перед началом допроса следователь положил передо мной лист бумаги:​
 +— Прочитайте и подпишите.
 +Буквы заплясали у меня перед глазами. Не скоро я овладела собой. Этот листок бумаги был моей судьбой. Закрывая дело, мой следователь заключил:​ «Являясь дочерью врага народа,​ Маевская Ирина Витольдовна никогда не была причастна к какой бы то ни было разведывательной деятельности. Исходя из этого, обвинение по ст.58-1а заменяется ей ст.7-35». Помнила ли я себя в эту минуту?​
 +...Перо в руке ходило ходуном. Наконец я собрала все силы. Подпись вышла чужая, непохожая на мою. Следователь взял листок,​ вложил в папку. Не глядя на меня, быстро и тихо сказал:​
 +— Я знаю, что вы ни в чем не виноваты. Но ничего другого я сделать не могу.
 +— Но что в этой папке? — спросила я.
 +— А вы так до сих пор и не поняли?​ Дело вашего отца Завьялова Павла Филипповича,​ расстрелянного в 1938 году, дело Маевского Витольда Маркельевича,​ отчима вашего,​ дважды репрессированного за... контрреволюционную деятельность.
 +Отчим. Я звала его папочкой. Отбыв восьмилетний срок в лагере в Коми, он в Коми же и остался. Устроился на работу в какую-то контору,​ подведомственную Наркомату лесной промышленности. И вдруг — в 1946 году неожиданная командировка в Москву.
 +Папочка был всеобщим любимцем семьи. Наконец мы сможем обнять его после всего пережитого. Мама и сестры ее, мои тетки, Ася и Симочка,​ а также старенькая тетя Мина загодя начали готовиться к его приезду.
 +Он появился ранним утром на Тверской,​ постаревший,​ конечно же, но все такой же красивый,​ с так хорошо знакомой,​ согревающей всех кругом,​ улыбкой.
 +Прямо с порога объявил,​ что хочет для спокойствия сообщить в домоуправление о своем приезде,​ узнать,​ надо ли ему временно прописываться в Москве. Все начали его отговаривать. Зачем так спешить?​
 +Никогда не забуду его возвращения. Он остановился перед раскрытой дверью,​ будто не смея переступить порога,​ неузнаваемый,​ убитый.
 +— Уже сняли в милиции допрос. Нарушение паспортного режима. В двадцать четыре часа нужно выехать из Москвы.
 +Помню похоронно-грустное чаепитие.
 +А потом мы с ним вдвоем (домашние уже что-то пекли, жарили ему на дорогу) пошли в московский «офис» его северной конторы,​ в одном из верхних «отсеков» ГУМа, на третьем этаже. У него была официальная командировка — вызов в Москву. Он изложил суть дела. Помню перепуганные лица оплошавших чиновников. Нет, они ничего не могут для него сделать. Не могут продлить срок командировки.
 +Нам осталось только поспешить за билетами на поезд. В ближайшей билетной кассе, в здании «Метрополя»,​ мы узнали,​ что для получения билетов требуется справка о прохождении санпропускника. Он оказался на Трубной площади,​ в бывшем Доме крестьянина. Папочка скрылся за тяжелой дверью,​ а я жду его на улице, хотя и зима.
 +Наконец,​ вот и он. Потерянный какой-то,​ голос дрожит.
 +— Девочка,​ нашли... вшу.
 +О, Господи!.. Что же нам теперь делать?​
 +И тут меня осенило.
 +— Подожди... пойду я...
 +У нас одна фамилия. Расчет на то, что окончание ее, написанное наспех,​ окажется неразборчивым.
 +И вот я в этом чудовищном «пропускнике» — скопище людей, жаждущих «проскочить»,​ несмотря на сомнительную чистоту тела. Когда я выхожу на свет Божий, в руках у меня вожделенная бумажка.
 +И вот мы прощаемся. Ему — за билетом,​ а мне — домой, помогать домашним.
 +Я стою на углу Трубной и Неглинки,​ смотрю ему вслед. В громадных разбухших бурых валенках с подшитыми задниками,​ в нескладном,​ когда-то светло-желтом,​ а теперь заношенном грязно-сером полушубке,​ он идет походкой «чужого в городе»,​ и я чувствую даже издали его горькую униженность. И долго, очень долго, провожая его взглядом в этой его экипировке,​ я невольно вспоминаю его рассказ о безоблачной молодости в Варшаве,​ когда к каждому костюму полагалась соответствующая пара лайковых перчаток,​ а было костюмов — двенадцать...
 +Меня будто пригвоздили к этому месту, к этому углу на Трубной. Я не могу оторвать взгляда от уже почти неразличимой фигурки человека вдалеке Неглинной,​ она все удаляется,​ становится все меньше и вот будто растворяется в воздухе.
 +— Что вам переслать из изъятого у вас? — спросил меня следователь.
 +— Мои тетради.
 +— Это невозможно. Их слишком много.
 +Мои тетради... Как-то прочитала в «Новом мире» о том, как сокрушался знаменитый писатель,​ когда во время войны была утрачена его коллекция карандашей. Меня поразило:​ вокруг люди гибнут,​ а он со своими карандашами! А я?.. Я — чем лучше?​.. И по сей день просыпаюсь ночью, и все с той же силой ударяет в сердце горечь утраты — в каком адском огне погибли вы, мои прекрасные общие тетради с серой шершавой бумагой в одну линейку?​.. Всеобщая история литературы — все обо всех писателях,​ начиная с Гомера,​ и их творениях,​ чем богата Ленинская библиотека. Сюжеты их произведений,​ изложенные лишь цитатами. И еще я жалею о моих юношеских дневниках:​ «Познать и знать... Самое желанное,​ осуществимое». По собственной инициативе следователь переслал мне домой мою пьесу, первую пробу пера. Могла ли я думать о том, какая участь суждена самой драгоценной для меня общей тетради воспоминаний,​ названных «Сыну»?​ Эпиграфом послужила собственная,​ моя строчка:​ «Ты мое прошлое,​ ты мое настоящее,​ ты мое будущее». Какие такие воспоминания могли быть у совсем еще молодой женщины?​
 +
 +===== Фотоархив =====
 +{{:​maevskaj002.jpg?​200|}}
 +===== Источники =====
 +: 1. Маевская,​ И. В. Обратно в тайгу : [письмо из Германии] / И. В. Маевская // Вести.
 +– 2004. – 27марта. – С. 12.
 +2. Маевская,​ И. Он для меня вовсе не Феликс,​ а Алька : [Феликс Аркадьевич Ветров
 +– сын И.В. Маевской] / И. Маевская ; рис. Ф. Ветрова // Вести. – 2004. – 14 августа.
 +– С. 9.
 +3. Маевская,​ И. Письмо из Германии / И. Маевская // Вести. – 2003. – 20 декабря.
 +4. Маевская,​ И. Я всегда буду помнить… : [отрывки из воспоминаний;​ публикации
 +подготовил В. Усков] // Вести. – 1998. – 23 марта, 24 марта, 31 марта, 14 апреля,​ 18
 +июня, 11 августа. Окончание. Начало № 35, 36, 39, 46, 73.
 +5. Усков, В. Боль моя велика… : [письмо из Германии,​ где Феликс Ветров(сын)
 +извещает,​ что Ирина Витольдовна Маевская умерла 8 октября 2008 года в 12:20
 +дня] / В. Усков // Вести. – 2009. – 7февр. – С. 10.
 +6. Усков, В. Так хотелось встретиться! : [Нина Лукьяновна Буянова,​ в девичестве –
 +Кухаренко вспоминает как в 50-х годах волею судеб было суждено стать близким
 +человеком для И. Маевской] / В. Усков // Вести. – 1998. – 20июня. – С. 2.
 +7. http://​www.memorial.krsk.ru/​
 +
  
маевская_ирина_витольдовна.1402117708.txt.gz · Последние изменения: 2014/06/07 09:08 — ram3ay