...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


микулич_борис_михайлович

Это старая версия документа.


Микулич Борис Михайлович

Годы жизни: 1912-1954

Место рожд.: г. Бобруйск (Белоруссия)

Образование:

Годы ссылки: 1938, 1949-1954

Обвинение и приговор: Арестован 26.11.1936 г. Приговор Верховного суда БССР - 10 лет. Повторно арестован в апреле 1949 г., приговор - ссылка на поселение в Красноярский край.

Род деятельности литератор.

Места ссылки Решёты, Машуковка Тасеевского р-на.

Биография

Борис Михайлович Микулич Биография

Борис Михайлович Микулич родился 19 (6).08. 1912 г. в г. Бобруйске в семье земских медиков. Отец, Михаил Викентьевич, фельдшер, умер в 1919 году от заражения крови. Мать, Мария Антоновна, умерла в 1927 году. После смерти родителей, Борис вместе с младшей сестрой жили на попечении двоюродной сестры. Начал писать он рано – когда учился во втором классе. Первый его рассказ «Міроніхін курган» газета «Звязда» раскритиковала. Молодой автор вырезал эту рецензию и на ней написал: «А все-таки я буду писателем». Присылал свои стихи в газету «Камунiст», но их не печатали. Стихи он больше не писал, вернулся к ним в конце своей жизни. После смерти матери еще учеником был вынужден зарабатывать на хлеб, работал в библиотеке. Его «университетом» были люди, книги, жизнь. Борис Михайлович рано начал писать. Принимал активное участие в работе Бобруйского филиала «Маладняка», в 1928 году стал его членом, В 1929 году закончил первую Бобруйскую школу – десятилетку. Первые шаги Микулича в литературе заметил и поддержал Михась Линьков, который вскоре зачислил его в штат редакции газеты «Камунiст», стал строгим и чутким наставником и редактором молодого талантливого писателя. С 1929 по 1930 годы Микулич работает в газете «Камунiст». Учился на творческом отделении Пединститута (1930 г.), на литературных курсах в Москве (1934–1935 гг.). В 1930 году он переезжает в Минск. В 1930–1936 годах работает корректором в Государственном издательстве БССР, затем и стильредактором, ответственным секретарем в газете «ЛИМ», вел там отдел театра. Снова вернулся в издательство на должность редактора, затем заведующим сектором художественной литературы. В 1932 году выходят его повести «Наша сонца» и «Ускраiна», посвящённые жизни молодёжи, пришедшей на стройки первой пятилетки. В 1934 году Борис Микулич становится членом Союза писателей Белоруссии и СССР. Пишет очерки, репортажи, рассказы, участвует в хлебозаготовках и коллективизации, публикует статьи о театре. В 1936 году был приглашен читать курс теории литературных жанров и истории очерка в Коммунистический институт журналистики (Минск). Часто бывал в доме известного белорусского писателя Янки Купалы. В итоге поездок по Белоруссии, Смоленщине, творческих командировок в Магнитогорск, Грузию появились повести «Стойкость», «Дружба», «Публицистические эскизы», новеллы, статьи, очерки. До 1936 года у Б.М. Микулича было издано семь художественных книг. Не все его произведения выдержали испытание временем, однако лучшие рассказы, повести отличаются психологизмом, глубинной проникновения в человеческие характеры, живым, выразительным языком. 26 ноября 1936 года Борис Михайлович был арестован. До его ареста Микулич считал, что все те аресты, которые происходили в то время, были всего-лишь разговорами о них, и к нему не имеют никакого отношения. Он не только писал в эти дни статьи, но и систематично, спокойно просиживал за письменным столом и писал повесть «Скрипка»…». И то, что все, случилось с ним – недоразумение, правда победит, верил и после того, когда сотрудники НКВД, перевернув все в комнате, приказали собираться. На прощание он бросил сестре, с которой вместе жил: не переживай, это – явное недоразумение. Я скоро вернусь! Когда необоснованные обвинения в участии троцкистской организации, шпионаже в пользу Польши не подтвердились, Верховный суд БССР осудил его на десять лет лишения свободы за то, что Б.М. Микулич, работая в издательстве «Содействовал изданию художественной контрреволюционной литературы». В пересыльных камерах Минской и Могилевской тюрьмах вместе с ним сидели белорусские писатели У. Хадыка, С. Баранавых, С. Знаемы, С. Астапенко, А. Звонак, У. Межевич и другие. В 1937 году писатель был переведен в Мариинск Новосибирской области, в 1938 году – в Решеты Красноярского края. Тюрьмы, этапы, лагеря, нечеловеческие условия, тяжелая работа на лесозаготовках, строительстве железной дороги, земляных работах, голод, холод подорвали здоровье, но не отбили желание писать. Находясь в ссылке, Борис Михайлович продолжал заниматься творческой деятельностью. Микулич много писал писем-заявлений в разные инстанции, в которых очень просил пересмотреть прежний приговор. Перед самой войной Верховный суд БССР должен был пересмотреть его дело, но помешала война. Во время войны председатель Верховного суда СССР Голиков, уведомил, что его дело утеряно, а восстановить невозможно, по причинам военного времени. Потому, до конца 1943 года он являлся заключенным, пока ему не разрешили стать ссыльным. В лагере он работал сначала инженером, затем начальником отдела труда и зарплаты. Лишь в 1946 году увидел он родной Бобруйск. Днем работал в городской библиотеке, а потом, вернувшись, домой в маленькую комнатушку, писал. Писал долго, порой до глубокой ночи. Он торопился, словно чувствовал, что ему многое надо успеть сделать. Задолго до XX съезда им была написана «Повесть для себя» (первая часть ее опубликована в журнале «Неман» № 3 за 1987 год). Это – страстная исповедь, это – искреннее стремление разобраться в происходившем в стране. В 1946 году, после окончания первого срока, Борис Микулич уехал в Ашхабад к своей старшей сестре, где написал первую часть исторического романа «Адвечнае». На материале войны 1812 года писатель прослеживает развитие ярких характеров, рисует драматические картины борьбы белорусских партизан с наполеоновскими захватчиками. Роман остался незавершённым. Его первая книга была опубликована только в 1972 году. Вскоре писатель вернулся в Белоруссию. В это время он много пишет, но его не печатают. Писатель жил, но его как будто и не было среди людей – волчий билет, выданный пожизненно, и только сестры, близкие и родные люди жалели. Он настойчиво и кропотливо собирает материал о деятельности антифашистского подполья в годы Великой Отечественной войны, встречается с партизанами, подпольщиками, партийными работниками, действовавшими в тылу врага, и пишет повесть «Трудная година». Классику белорусской литературы Максиму Богдановичу он посвятил тонкую лирическую повесть «Прощание». В первый послевоенный год им написано особенно много. Оказавшись на свободе, на родине, писатель торопится, пишет. Ему есть, о чем рассказать людям. Он словно чувствует быстротечность, краткость возвращенной свободы. И не ошибается в своих предчувствиях. В апреле 1949 г. Борис Микулич, как и многие бывшие заключенные ГУЛАГа, был повторно арестован. Приговор: «На вечное поселение в Красноярский край». Местом ссылки писателя была определена Машуковка тогда еще Тасеевского, а ныне Мотыгинского района. Находясь в ссылке в нашем поселке, Борис Михайлович продолжал заниматься творческой деятельностью. Об этом говорят и его стихи (особенно удачны его стихотворения, посвященные жене Марии Ивановне Смеляковой), письма в далекую от него Белоруссию. В письмах он рассказывает о своей жизни в Машуковке, и поэтому они интересны и как источник по истории этого поселка. Все ссыльные работали в леспромхозе. А свободное время отдавали любимому делу. Микулич много писал. Писатель работал диспетчером в конторке леспромхоза, а жил в небольшом домике на Набережной улице, куда возвращался после трудового дня и снова садился за рукописи. Активно занимался театральной работой в местном клубе, где ставил с другими ссыльными спектакли, различные праздники к которым сам писал сценарии. В последние месяцы жизни писатель работал над романом о леспромхозе, в котором он собирался рассказать о пережитом, обо всех унижениях и оскорблениях, перенесённых им за годы изгнания. Кроме того, он вёл дневники, следы которых, к сожалению, затерялись (один из этих дневников читал белорусский писатель Станислав Шушкевич). Регулярно он переписывался с сестрами – Тамарой Михайловной, Женей (Евгенией Михайловной), которая работала учительницей в школах Паричского и Кличевского районов и, особенно с Муркой, как ласково брат называл свою младшую сестру Марию Михайловну. Вел переписку он и с известной белорусской актрисой Татьяной Бондарчик. Татьяна Андреевна Бондарчик (1902-1974 гг.), актриса Витебского, затем Бобруйского театров. В 30-е гг. вместе с Б.Микуличем работала в Белгосиздате. В 1950 году приехала учительствовать в деревню выпускница Канского педагогического училища Мария Смелякова. Она была родом из семьи «врагов народа», сосланных в Сибирь из Белоруссии. Первый муж Смеляковой бросил её с малолетним сыном после того, как ему отказали в приёме в партию из-за жены-кулачки. Они встретились – истерзанный жизнью 38-летний Микулич и молодая женщина – и в том же году поженились. Марии Ивановне Смеляковой после замужества запретили работать в местной школе «за сожительство с ссыльным контрреволюционером». За короткий срок, сразу после женитьбы, Микулич начал строить свой дом, чтобы не жить в общем бараке. Он был первым из ссыльных, кто построил свой угол. Зная о слабом здоровье писателя, ссыльные помогали на стройке. Все шло хорошо, но не давала покоя язва желудка, приобретенная Борисом Михайловичем в лагерях. Пришлось делать операцию. После операции Борис Михайлович перестал ходить в клуб и руководить драмкружком, но уговорил супругу принять на себя эту работу. Мечтали жить долго, любить друг друга. Но судьба распорядилась по-иному, отмерив им малый срок – всего четыре года. Все чаще и чаще острая боль схватывала сердце. И все труднее было выносить эту мучительную боль. 17 июня 1954 года Микулич, придя на работу, бессильно склонился над столом и умер. Хоронили Бориса Михайловича всей деревней. Народ шел сплошным потоком от дома до кладбища. Звучал духовой оркестр. Шпалозавод остановил работу. Все пошли проводить в последний путь человека, которого хорошо знали, своего товарища. Гудел заводской гудок. Один из выступающих сказал: «Спи спокойно, наш любимый Борис Михайлович. Придет время, когда твой прах с честью привезут на родину».

Фотоархив

: в файле

Творчество

Новогодний концерт 1954 г.

1.Вступление (хороводная)

Начнем - же друзья, Наш концерт новогодний – Пусть шутка подружится с нами сегодня! Пусть слово и песня Звучат веселей! Мы ждем как награды, Вниманья друзей.

Кого мы заденем – Тот пусть не осудит, В грядущем году Поскромнее пусть будет. Мы только хотим, чтоб веселье цвело, по ходу программы вниманье росло.

Итак, начинаем Концерт новогодний Пусть счастье пылает на лицах сегодня. Пусть слово и песня Звучат веселей, Мы ждем как награды, Вниманья друзей.

2.Концовка

Мы песню, как тост, поднимаем За новый, за радостный год Пусть песня гремит не смолкая, Пусть славит советский народ. Пусть славит его непреклонный,

                            Стремительный к миру поход
                            Пусть ширится наша колонна, -
                            На битву за счастье – вперед!

Мы новых успехов желаем Товарищам нашим в труде, Мы новых побед ожидаем, Великих и доблестных дел.

                           Кто медлит – пора подтянутся,

Кто быстр – пусть шагает быстрей!

                          Теснее и крепче сомкнутся!
                          Приветствуем наших друзей!

Поселок лесорубов

Лесоруб пришел

Есть красноярская тайга: Мошка да топь да сухостой, На сотни километров – гарь И ей конца искать не стоит. Без сучьев, как без рук стоят Прямые, словно струны, сосны Как будто падать водопад Не вверх, а вверх решил, несносный. А там вверху, у облаков, Зеленое бушует море, Лишь не хватает облаков, Чтобы гуляли на просторе. Лишь ворон в хвойную волну Нырять по – деловому любит Да ночью бледную луну волна заманивает в глуби. В таежной этой глубине Луч света робок, точно нищий, И на древесной желтизне Его лишь дятел черный ищет. И длинноусый короед, Ощупав усом луч порою, Охотно променяет свет На лабиринты под корою. И дичь, и топь, как поглядишь, Лишь странный шорох ловят уши… И вот однажды ту же тишь топор канадский вдруг нарушил. Упала первая сосна. И долго в воздухе нагретом Гудела будто бы струна, Басовая струна при этом. И по сравнению с сосной Был мал, для глаза непривычен, Пигмей с двуручною пилой В лаптях веревочных обычных. Он поплевал в ладонь слегка, Чтобы пилить сподручней было… И красноярская тайга Перед ним, всесильным, отступила.

04.04.46 г.

Рецензии

: в файле

Источники

: 1. Воспоминания А.Е. Лапшакова записанные 24.11.2005. 2. Воспоминания С.Д. Ильченко записанные 23. 09.2006. 3. Материалы библиотеки № 4 г. Бобруйска 4. Материалы Бобруйского краеведческого музея 5. Материалы Музея-архива литературы и искусства Белоруссии 6. http://www.memorial.krsk.ru/

микулич_борис_михайлович.1402154580.txt.gz · Последние изменения: 2014/06/07 19:23 — ram3ay