Годы жизни: р.1921
Место рожд.: д. Тозерово (под Петроградом)
Образование: Омское художественное училище
Годы ссылки: 1931-1993
Обвинение и приговор: В 1931 г. семья Ряннель была выслана в Сибирь.
Род деятельности художник.
Места ссылки Мотыгино.
Ряннель Тойво Васильевич - почетный член Российской академии художеств, Народный художник России. Тойво-Отто Васильевич Ряннель родился в 1921 году в деревне Тозерово на Ладоге в финской крестьянской семье. Предки его пришли в эти места из области Саво, что на севере Финляндии. В 1931 году семья будущего художника была репрессирована и выслана в Сибирь в Удерейский район Красноярского края на вечное поселение. Учился в Южно-Енисейской политехнической школе, в Омском художественном училище. С 1947 года – член Союза художников. Первая персональная выставка состоялась в 1960 году, участвовал во многих республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Сибирь явилась для Тойво не только местом ссылки, но и землей обетованной, где художник создал целый ряд знаковых эпических полотен: «Горные кедры», «Рождение Енисея», «Угрюм-река», «Тропа великанов», «Сердце Саян» и др. В 1993 году состоялась гражданская реабилитация художника. В 1995-м он переехал на свою историческую родину в Финляндию. Его работы находятся в собраниях многих художественных музеев России и в частных коллекциях Франции, Германии, США, ЮАР, Швеции, Японии, Китая, Финляндии и других стран. Т.В. Ряннель – автор книг стихов и мемуарной прозы, является членом Союза российских писателей. Регулярно приезжает в Красноярск, устраивает выставки, издает книги. 16 февраля 2010 года Тойво Васильевичу Ряннелю были вручены регалии почетного члена Российской академии художеств.
9. Другие биографические данные (интересные факты, события и т. д.)
Тойво ходил в школу, которая находилась в шести километрах от поселка. В «актированные дни», то есть когда столбик термометра опускался ниже отметки — 45°С и рабочих не выводили на строительные объекты, он рисовал много портретов по просьбам переселенцев. К рисованию приобщил его старший брат Эйко, который неплохо рисовал сам. Он показал младшему брату несколько приемов. Портреты были, конечно, детскими, часто даже шаржированными, но накапливался опыт. И эти навыки очень пригодились ему в будущем, особенно когда Тойво перешел на творческую работу.
На фронт не попал по пятому пункту. Дважды просился на фронт, но получал отказы. Вернувшись, домой, стал преподавать в школе, в которой учился. Детям спецпереселенцев разрешалось работать только в организациях, не имеющих военного значения. Хотя унизительный статус спецпереселенца очень долго мешал ему быть полноправным гражданином. Так, в 1945 году из-за этого не удалось поступить в Ленинградскую академию художеств. Только творчество спасло от обид и унижений. Он был верен призванию, которое ощутил в себе с ранних лет.
Мечта стать настоящим художником его преследовала, не давала спать. На школьном конкурсе рисунков по мотивам пушкинских стихотворений Ряннель получил первую премию – однотомник великого поэта. А на краевой выставке детского творчества он был удостоен первой премии за картину «Папанинская льдина». Бывая в Красноярске, Тойво жадно всматривался в картины Сурикова, выставленные в музеях. Неизгладимое впечатление на него произвело посещение Третьяковской галереи во время первой поездки в Москву в 1937 году. Этой поездкой он был награжден за отличную учебу. Кроме таланта живописца открылся талант поэта. В 1937 году юноша Ряннель писал о судьбе своего народа вот такие стихи, которые не то что печатать, но даже показывать было нельзя:
Ведут!
Какая дьявольская сила Их гонит строем в никуда В полях безропотной России Они исчезнут навсегда. Запоминай, мой друг свидетель, Какие страшные дела Идут – бредут на белом свете, И бьют навзрыд колокола. И неужели воля божья Благословила этот ад, Где свет свободе не поможет И к правде нет пути назад?
Позднее, когда Ряннель учился в Омском художественном училище и когда уже стал профессиональным художником и был принят в творческий сою, ему не раз еще приходилось страдать от своей «второсортности». Закончив в Южно-Енисейске среднюю школу, Ряннель поступил в 1939 году в Омское художественное училище. Во время войны он оставляет учебу и уезжает к родителям на Север. Преподает рисование в школе, а затем уходит в геологическую партию техником-геодезистом. Начались таежные будни. И здесь опять пригодились навыки рисования — участвовал в составлении карт золотоносных районов Сибири. В течение многих месяцев, складывавшихся в годы, шагал он по таежным увалам, помня, что он не только геодезист, а и художник, и, быть может, в первую очередь художник. В его рюкзаке всегда были краски, карандаши, бумага, множество зарисовок и акварельных этюдов. Развиваясь, меняясь с годами, художник остался верен реализму, который многим сегодня кажется устаревшим. Его упорное следование традициям русской реалистической живописи всегда было искренним и органичным. И ныне, несмотря ни на что, он по-прежнему остается реалистом. В 1947 году Тойво Васильевич Ряннель становится членом Союза художников. Важным и памятным для Ряннеля был год 1948-й. Его активное выступление на межобластной выставке и на очередной краевой, посвященной 100-летию В. И. Сурикова, было высоко оценено зрителями и художественной общественностью. Ряннель был принят в члены Союза художников СССР. А в 1959 г. состоялась персональная выставка более 200 работ художника. Творческие успехи, которых достиг Т. В. Ряннель впервые же годы, не снизили энергии поисков, не “усыпили” его. Чтобы шире познакомиться с краем, его природой, людьми, он едет в Игарку, в низовья Енисея, в Саяны, в Туву, а позднее в Хакасию, Кузнецкий Алатау, на Таймыр”. В месте своего рождения Енисей напоминает водопад, который, разбиваясь в брызги о порожистые камни, стремительно несет свои воды меж скалистых берегов. Под волнующим впечатлением верхнеенисейского водопада Тойво Васильевич Ряннель сочинил вот такое прекрасное стихотворение: Рождение Енисея
В таежной дали непролазной, Где сказкой кажется заря, В кругу богов мы правим праздник Рождения богатыря. Салют! И троекратный выстрел Встречает громом водопад, Гудит, гудит на горной выси Лавинным грохотом раскат. Вот так, торжественно и просто, Бросая брызги в облака, Здесь набирается упорства В борьбе рожденная река. В каком порыве постоянном, С какою собранностью всей Штурмует гордые Саяны Неукротимый Енисей!
: нет
: 1.Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 1. Под ред. Рукша Г.Л. К., 1989. 2. Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск З. Сост. Быконя Г.Ф. К., 1995. 3. Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Книга 1. К. «Издательские проекты», 2004. 4. Материалы Мотыгинского краеведческого музея. 5. «Красноярье: пять веков истории». Красноярск «Платина» 2006 6. К. Попов «Виновным себя не признал». К., «Амальгама» 2001 7. Cто знаменитых красноярцев. К., «Издательские проекты» 2005 8. http://www.ryannel.ru 9. http://www.rasterprint.ru/content/ryannel-toivo-vasilevich-4