...

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


эрдман_николай_робертович

Это старая версия документа.


Эрдман Николай Робертович

Годы жизни: 1900-1970

Место рожд.: г. Москва

Образование:

Годы ссылки: 1933-1935

Обвинение и приговор: Арестован в октябре 1933 г. Приговор - 3 года ссылки в Сибирь.

Род деятельности писатель.

Места ссылки Енисейск.

Биография

: в файле

Фотоархив

Творчество

ВЛАДИМИР МАСС, НИКОЛАЙ ЭРДМАН. БАСНИ

* * * Мы обновляем быт И все его детали… Рояль был весь раскрыт И струны в нем дрожали.

— Чего дрожите вы? — спросили у страдальцев Игравшие сонату десять пальцев.

— Нам нестерпим такой режим — Вы бьете нас,

           и мы дрожим!..

Но им ответствовали руки, Ударивши по клавишам опять: — Когда вас бьют, вы издаете звуки, А если вас не бить, вы будете молчать.

Смысл этой краткой басни ясен: Когда б не били нас, мы б не писали басен.

* * * В одном термометре вдруг захотела ртуть Достигнуть сорока во что бы то ни стало. И в сей возможности не усумнясь нимало, Пустилась в путь.

— Энтузиазм большая сила! — Вскричала ртуть и стала лезть. Но ничего не выходило: Всё тридцать шесть и тридцать шесть. — Ура! Вперед! На карте честь!.. — Она кричит и лезет вон из шкуры, — Всё тридцать шесть!

А что ж, друзья, и в жизни есть Такого рода «реомюры»: Кричат: — Вперед! Кричат: — Ура! А не выходит ни хера.

* * * Вороне где-то Бог послал кусочек сыра… — Но бога нет! — Не будь придира: Ведь нет и сыра.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ Однажды приключилась драма: Бог, в белом венчике из роз, Потребовал у Авраама, Чтоб сына в жертву он принес.

Зачем? К чему? Все скрыто мраком. Старик отец в слезах, но все ж, Над милым сыном Исааком Уже заносит острый нож.

И вдруг сюрприз: разверзлась туч громада. И бог вопит: «Я пошутил, не надо». С тех пор переменился свет. И бога, как известно, нет.

* * * Мы любим подмечать у недругов изъяны И направлять на них насмешки острие.

Однажды молоко спросило у сметаны: «Скажите, вы еда или питье?» Сметана молвила: «Оставьте ваши шутки, Действительно, я где-то в промежутке. Но ведь важна Не эта сторона, Всего важней, что я вкусна, И то, что все бывают мною сыты…»

Вот так порою и гермафродиты: Тот, кто на свет их произвел, Конечно, допустил ужасную небрежность, Но ведь, в конце концов, существенен не пол, А классовая принадлежность.

* * * Все, все меняется: законы, нравы, стили…

Случилось так, что где-то как-то раз, По улицам слона водили, Возможно, что и напоказ.

Вдруг Моська, увидав слона, Подобострастия полна, Расшаркалась пред ним почтительно и мило. Потом, Виляя весело хвостом, Всех растолкав, Перед слоном На задних лапах заходила.

«Имей же стыд, — Ей Шавка говорит, — Так мерзко унижать себя нельзя же, Ведь слон тебя не замечает даже».

«Отстань, — ответствовала та, — Не понимаешь ты, как видно, ни черта Ни в психологии скотов, ни в нашей жизни сучьей. Я подхалимствую пред ним на всякий случай. Плодов, что нам приносит лесть, Нельзя заранее учесть, Но это важный двигатель карьеры…»

Да, больше в наши времена Не лает Моська на слона. Совсем теперь не те у ней манеры.

* * * Однажды самогонный аппарат Подумал так: «Я не персона грата, Но все-таки, в известном смысле, брат Фотографического аппарата. Работать я могу день изо дня. Я хорошо сработан, молод, емок, Так почему ж не пользуют меня Хотя бы для простых натурных съемок?»

И вот куда-то в Центр, без замедленья Он написал об этом заявленье. Зав., Заявленье прочитав, Сказал: «А он, пожалуй, прав». И так постановил: «В течение недели, Без канители, Казенщины, а также лишних трат, Оставив в стороне вопрос зарплаты, Зачислить самогонный аппарат В фотографические аппараты, И выдать соответственный мандат».

* * * Мы пишем не для похвалы, А для внушения морали. В лесу однажды все ослы Вдруг диалектиками стали.

Но так как страшный произвол Царит сейчас во всей вселенной, Диалектический осел Глуп так же, как обыкновенный.

* * * Две стрелки на часах шли, не переставая: Минутная и часовая.

«Не понимаю, почему ты Не хочешь, как и я, отсчитывать минуты? — Спросила та, которая длинней, У той, которая короче, Соединившись с ней В 12 ночи. — Встряхнись! Пора! Беги за мной!»

Короткая сказала: «Можно». И понеслась неосторожно За торопившейся большой.

Сейчас мы поясним сию картинку: Часы пришлось отдать в починку.

* * * На чьем-то теле, под рубашкой, Мурашка встретилась с мурашкой. Они решили вместе жить, Чтоб что-нибудь для вечности свершить, Стремясь к какой-нибудь великой Цели Смело…

Но тут залихорадившее тело Окутал вязаный жакет, Озноб прошел. Оно вспотело, И вот мурашек наших нет…

Мурашки — это те, которые по коже. А мы? Что если вдруг и мы на них похожи?

* * * Раз, после очень долгой контратаки, Не бывшая еще ни разу в браке Одна красавица вдруг загорелась вся В объятьях своего прекрасного поэта. Но только песнь любви пропеть он собрался, Как песенка его уж оказалась спета.

О женщина, запомни до могилы: Теряя время, мы теряем силы.

* * * Однажды Бах спросил свою подругу: «Скажите мне, вы любите ли фугу?»

Смутясь и покраснев, как мак, Подруга отвечала так: «Не ожидала я увидеть в вас нахала. Прошу вас, не теряйте головы. Я — девушка и в жизни не видала Того, что здесь назвали вы».

Мораль: у девушек, почти без исключенья Богатое воображенье.

_ Н.ЭРДМАН

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Видишь, cлон заснул у стула, Танк забился под кровать, Мама штепсель повернула, Ты спокойно можешь спать. За тебя не спят другие Дяди взрослые, большие. За тебя сейчас не спит Бородатый дядя Шмидт. Он сидит за самоваром — Двадцать восемь чашек в ряд, И за чашками герои о геройстве говорят. Льется мерная беседа лучших сталинских сынов, И сияют в самоваре двадцать восемь орденов. «Тайн, товарищи, в природе Не должно, конечно, быть. Если тайны есть в природе, Значит, нужно их открыть». Это Шмидт, напившись чаю, Говорит героям. И герои отвечают: «Хорошо, откроем». Перед тем как открывать, Чтоб набраться силы, Все ложатся на кровать, Как вот ты, мой милый. Спят герои, с ними Шмидт На медвежьей шкуре спит. В миллионах разных спален Спят все люди на земле… Лишь один товарищ Сталин Никогда не спит в Кремле«

Сочинения

Пьесы 

• «Носорогий хахаль», пародия на пьесу «Великолепный рогоносец» • 1923 — «Шестиэтажная авантюра», буффонада • 1924 — «Гибель Европы на Страстной площади» • 1924 — «Москва с точки зрения», обозрение, в соавторстве с В. Массом и др. • 1925 — «Мандат» • 1928 — «Самоубийца» • «Мать» • «Гипнотизер», не завершена • Инсценировка «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, в соавторстве с Юрием Любимовым Либретто оперетт • «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, соавтор Михаил Вольпин Либретто балетов

Сценарии художественных и мультипликационных фильмов • «Спортивная честь», в соавторстве с М. Вольпиным Сценарии цирковых представлений Интермедии • Интермедии к сказке Карло Гоцци «Принцесса Турандот» • Интермедии к спектаклю по комедии Уильяма Шекспира «Два веронца» • Интермедии к спектаклю по трагедии У. Шекспира «Гамлет» • Интермедии к спектаклю «Пугачёв» по драматической поэме Сергея Есенина • Интермедия к комедии-оперетте Ф. Эрве «Мадемуазель Нитуш» Куплеты, сцены для спектаклей • Куплеты к водевилю Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин» • Сцена к водевилю Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин» Скетчи и куплеты для кабаре Скетчи Стихотворения Басни ОбычныйТерминСписокопределенийАдресЦитатыФорматированный Фильмография

 Сценарист

Год Название Соавторы (если есть) 1927 Турбина № 3 Адриан Пиотровский

1927 Митя

1928 Проданный аппетит (среднеметражный) Анатолий Мариенгоф

1928 Дом на Трубной Б. Зорич, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Виктор Шкловский

1929 Посторонняя женщина Анатолий Мариенгоф 1933 Весёлые ребята Владимир Масс, Григорий Александров

1938 Волга-Волга Михаил Вольпин, Григорий Александров 1940 Старый наездник Михаил Вольпин 1941 «Эликсир бодрости» (в Боевом киносборнике № 7, короткометражный) Михаил Вольпин 1943 или 1942 Принц и нищий

1943 Актриса Михаил Вольпин 1946 Здравствуй, Москва! Михаил Вольпин 1951 Смелые люди Михаил Вольпин 1951 Спортивная честь Михаил Вольпин 1953 Застава в горах Михаил Вольпин 1954 Шведская спичка (среднеметражный)

1956 На подмостках сцены Михаил Вольпин 1957 Рассказы о Ленине (новелла «Подвиг солдата Мухина») Михаил Вольпин 1959 Косолапый друг Михаил Вольпин 1961 Мишель и Мишутка (среднеметражный) М. Демиденко 1961 Любушка - 1962—1963 Необыкновенный город

1963 Укротители велосипедов Юрий Озеров, Юлий Кун

1963 Каин XVIII Евгений Шварц

1964 Морозко Михаил Вольпин 1966 (или 1965) Город мастеров

1968 Огонь, вода и… медные трубы Михаил Вольпин 1975 Дрессировщики (фильмы «Побег», «Приключения медвежонка») Участие в сценариях Мультфильмы 1948 Федя Зайцев

1953 Храбрый Пак литературная обработка 1953 Братья Лю

1953 Полёт на Луну В. Морозов 1954 Оранжевое горлышко

1954 Золотая антилопа литературная обработка 1955 Остров ошибок Михаил Вольпин 1955 Ореховый прутик литературная обработка 1956 Двенадцать месяцев Самуил Маршак

1956 Палка-выручалка Литературная обработка 1956 Приключения Мурзилки (только выпуск 1) О. Эрберг, Н. Каранов

1957 Исполнение желаний литературная обработка 1957 Верлиока Александра Снежко-Блоцкая

1957 В некотором царстве

1957 Снежная королева Лев Атаманов, Георгий Гребнер

1957 Тихая пристань В. В. Медведев 1958 Кошкин дом Самуил Маршак 1958 Тайна далёкого острова В. Данилов 1959 Янтарный замок литературная обработка 1959 Приключения Буратино Л. И. Толстая 1959 День рождения Литературная обработка 1960 Человечка нарисовал я Михаил Вольпин 1960 Королевские зайцы Литературная обработка 1961 Три пингвина

1964 Дюймовочка

1965 Лягушка-путешественница

1966 Поди туда, не знаю куда

1968 Кот, который гулял сам по себе

1969 Снегурка

1970 Самый главный - 1970 Быль-небылица При участии Аркадия Снесарёва

Рецензии

: в файле

Источники

Произведения Н.Р.Эрдмана:

Пьесы:

«Носорогий хахаль», пародия на пьесу «Великолепный рогоносец»

1923 — «Шестиэтажная авантюра», буффонада

1924 — «Гибель Европы на Страстной площади»

1924 — «Москва с точки зрения», обозрение, в соавторстве с В. Массом и др.

1925 — «Мандат»

1928 — «Самоубийца»

«Мать»

«Гипнотизер», не завершена

Инсценировка «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, в соавторстве с Юрием Любимовым

Либретто оперетт

«Летучая мышь» Иоганна Штрауса, соавтор Михаил Вольпин

Либретто балетов

Сценарии художественных и мультипликационных фильмов:

«Спортивная честь», в соавторстве с М. Вольпиным

Сценарии цирковых представлений

Интермедии

Интермедии к сказке Карло Гоцци «Принцесса Турандот»

Интермедии к спектаклю по комедии Уильяма Шекспира «Два веронца»

Интермедии к спектаклю по трагедии У. Шекспира «Гамлет»

Интермедии к спектаклю «Пугачёв» по драматической поэме Сергея Есенина

Интермедия к комедии-оперетте Ф. Эрве «Мадемуазель Нитуш»

Куплеты, сцены для спектаклей

Куплеты к водевилю Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин»

Сцена к водевилю Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин»

Скетчи и куплеты для кабаре

Скетчи

http://www.memorial.krsk.ru/

эрдман_николай_робертович.1404299446.txt.gz · Последние изменения: 2014/07/02 15:10 — ram3ay